Полный привод Креты — это система, которая передаёт мощность от двигателя на все четыре колеса автомобиля. Благодаря этому достигается максимальное тяговое усилие и улучшается проходимость.
Кроссоверу полный привод необходим для повышения тяги при движении по сложным участкам дороги, таким как гололедица, снег или грязь. Включение полного привода следует производить только при движении по бездорожью и на минимальной скорости.
Это общие рекомендации, которые можно найти в инструкции. Однако, чтобы лучше понять, как работает полный привод Креты, стоит обратиться к результатам тест-драйвов, которые проводили как эксперты автомобильных изданий, так и обычные обзорщики.
Режимы работы
Полный привод Hyundai Creta, реализованный по технологии AWD Dynamax, функционирует в двух режимах:
- Автоматический режим — 4WD AUTO. В этом режиме полный привод неактивен. Поведение кроссовера с системой 4×4 аналогично поведению переднеприводного автомобиля. Однако при необходимости включения полного привода электронный блок управления распределяет тягу на обе оси. Этот режим рекомендуется использовать при движении по дорогам общего пользования.
- Режим блокировки — 4WD LOCK. Этот режим можно активировать только на скорости до 30 км/ч. Если скорость превышает этот порог, автоматически включается режим 4WD AUTO. При снижении скорости ниже 30 км/ч блокировка снова активируется.
Режим блокировки особенно полезен для преодоления бездорожья, длительных подъёмов и спусков. Он обеспечивает максимальное тяговое усилие.
Принципы управления
Управление полным приводом Hyundai Creta имеет свои особенности в зависимости от выбранного режима:
- Режим круиз-контроля (AUTO): мощность передаётся на переднюю ось.
- При входе в поворот (AUTO): регулируется мощность, передаваемая на заднюю ось, в зависимости от скорости и угла поворота.
- Пробуксовка (AUTO): если одно из передних колёс теряет сцепление с дорогой, усилие передаётся на задние колёса, в зависимости от степени пробуксовки.
- Блокировочный режим (LOCK): повышает устойчивость при движении по плохой дороге (активация возможна до скорости 40 км/ч).
Алгоритм работы системы следующий: электронный блок управления (ЭБУ) получает информацию от датчиков автомобиля по шине CAN. На основе этих данных блок управления определяет подходящий момент для активации системы и отправляет сигнал либо гидронасосу, либо электродвигателю. Создаваемое давление перемещает поршень. Возникающая сила трения обеспечивает сцепление муфты, а мощность передаётся на заднюю ось.
Правила применения полного привода
Чтобы полный привод автомобиля Creta работал исправно, необходимо соблюдать определённые правила в разных дорожных ситуациях:
- Перед тем как выехать из гаража, убедитесь, что все пассажиры пристегнулись, а водитель занял удобное положение за рулём.
- При движении по ледяным дорогам снизьте скорость и избегайте резких нажатий на педаль газа. На колёса автомобиля должны быть установлены специальные цепи и зимние шины.
- Соблюдайте безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, учитывая увеличение тормозного пути на скользкой дороге. Если необходимо снизить скорость, переключайтесь на более низкую передачу.
- Чтобы избежать потери управления и скольжения, выбирайте скоростной режим с учётом дорожных условий, не делайте резких ускорений и плавно входите в повороты.
- При движении по грязи или песку перемещайтесь медленно, без резких рывков. Если впереди сложный участок дороги, наденьте цепи противоскольжения.
- Соблюдайте достаточную дистанцию до впереди идущего автомобиля, чтобы иметь возможность своевременно остановиться.
- При преодолении подъёмов или спусков следуйте следующим рекомендациям:
- Старайтесь двигаться по возможности прямолинейно.
- Во время спуска не переключайте передачу, выбирайте скорость заранее.
- Торможение осуществляйте с помощью двигателя.
Для безопасного движения по месту, где скопилась вода, нужно учитывать следующие моменты:
- Лучше не ездить по глубоким заводнённым участкам. Иначе есть риск, что вода попадёт в выхлопную трубу и машина остановится.
- Перед тем как проехать участок дороги с глубокой лужей, включите режим блокировки 4х4 (4WD LOCK). Затем медленно проезжайте препятствие.
- Не переключайте селектор коробки передач во время движения и не превышайте скорость 8 км/ч.
Дополнительные указания
В процессе эксплуатации полноприводного автомобиля Hyundai Creta следует учесть несколько важных моментов. Если контрольная лампа, указывающая на включение полного привода, постоянно горит, это может свидетельствовать о возможной поломке системы. В таком случае рекомендуется как можно скорее обратиться в сервисный центр официального дилера Hyundai для получения консультации.
При движении по обычной дороге необходимо деактивировать режим «LOCK», нажав на соответствующую кнопку. Если этого не сделать, при входе в поворот могут возникнуть подозрительные шумы или вибрации, которые исчезнут после отключения режима. Длительная эксплуатация автомобиля в таких условиях может привести к повреждению некоторых элементов.
При отключении режима «LOCK» особенности эксплуатации автомобиля меняются, так как вся нагрузка переходит на передние колеса. Полноприводная система Hyundai Creta отличается продуманностью, возможностью автоматического включения и чёткой работой.
Риск перегрева
Система полного привода Hyundai Creta основана на использовании многодисковой муфты, которую кроссовер позаимствовал у своего старшего брата — Hyundai Tucson. Однако стоит отметить, что эта муфта может быстро перегреваться.
Несмотря на то, что Hyundai Creta весит примерно на 130 кг меньше, чем Tucson, нагрузка на муфту всё равно есть. Тем не менее, в отзывах владельцев не было отмечено частых случаев перегрева.
Почти два года назад мы провели большой тест десяти машин на роликовых платформах, которые мы разработали. Затем мы продолжили исследования в ходе очередных сравнительных тестов. Подставляя платформы под два или три колеса в разных комбинациях, мы определяем, насколько эффективно полноприводная трансмиссия распределяет крутящий момент. Роликовые платформы обеспечивают нулевой коэффициент сопротивления качению, поэтому если не перераспределить тягу на колесо с хорошим сцеплением, машина не сможет сдвинуться с места. А если она съедет с роликов, то и на реальном бездорожье ей будет легко продвигаться.
Регламент испытаний
Третье испытание — это упражнение «два — один», в котором мы используем только одно заднее колесо, а остальные два поднимаем над землёй. Как и прежде, мы пробуем съехать вперёд и назад.
Штрафные баллы начисляются только за использование вспомогательной электроники. Каждое упражнение оценивается максимум в 10 баллов (по 5 баллов за движение вперёд и назад), а финальный трюк — в 5 баллов.
Крета подана!
До этого момента Creta успешно избегала роликовых испытаний, но теперь мы хотим увидеть, на что она способна. Creta без проблем съехала с роликов под передними колёсами, но когда дело дошло до «диагонали», она начала буксовать.
Мы попытались заблокировать муфту в приводе задних колёс, отключить противобуксовочную систему и использовать ассистент спуска с горы, но Creta не сдвинулась с места. Она повторила провал своих одноклассников Renault Duster и Kaptur. Однако даже после долгой пробуксовки Creta не перегрелась, в отличие от Renault, которые быстро перегревались в подобных ситуациях.
Итог: 8 баллов. Выступление Creta нельзя назвать ошеломительным, но для недорогого кроссовера результат вполне достойный.
Renault Koleos съехал с платформ под передними колёсами с заметной пробуксовкой. Муфта подключила заднюю ось, и Koleos выступил наравне с Creta, не превзойдя своих более скромных собратьев Duster и Kaptur.
Перед съездом с асфальта стоит хорошо подумать. Многие считают, что полный привод не нужен и пригодится только на лёгком бездорожье. Но это не так. Полный привод работает всегда, особенно на скорости до 60 км/ч. Когда вы стоите и держите ногу на тормозе, муфта заранее зажимает её на 14–16%. После старта вы жмёте на газ, и муфта зажимается ещё сильнее — до 40–60%. Чем сильнее жмёте газ, тем сильнее зажимается муфта. После набора скорости до 50–60 км/ч муфта почти сразу отключается до нуля, но периодически поджимается. Если будет пробуксовка на скорости больше 60 км/ч, то муфта резко подожмётся, то есть даже на большой скорости машина в нужный момент подключает муфту.
Кстати, если сильно жать на газ или были пробуксовки, то электроника держит поджатой муфту даже после 60 км/ч, и если всё нормально, отпускает её с задержкой. Задние колёса подключаются достаточно мягко, вскоре привыкаешь, но сначала может удивить излишняя поворачиваемость, иногда в случае плохого сцепления зад подключается достаточно чувствительно.
Система с автоподключаемым задним приводом вобрала в себя достоинства как переднего, так и полного привода.